«Шпаги звон, как звон бокала…» - эти строки, пожалуй, слышал каждый советский ребенок. Я, в силу своей профессии, слышал больше. К примеру, мой учитель, Николай Владимирович Чугунов, любил говорить так: «рапира звенит, а шпага поет». Имея в виду, конечно, спортивные рапиры и шпаги, которые действительно издают разные звуки из-за наличествующего в рапире правила тактической правоты.
В любом случае, каждый из нас по умолчанию знает: холодное оружие издает красивые мелодичные звуки.
Но это – по умолчанию. При ближайшем же знакомстве с предметом, выясняется, что оружие, по крайней мере – спортивное – не звенит, а довольно глухо стучит. Исключения составляют лишь шпажные гарды. Если по такой гарде ударить посильнее, она действительно способна звенеть. Но это – скорее исключения, и от столкновения клинков такого эффекта ждать не приходится.
К чему это я…
Некоторое время назад, я заказал две новые шпаги дворянки для артистического фехтования. Мастер – довольно известный художник реставратор Илья Жуков работал около месяца, сделал один «пилотный» образец и два предмета по заказу. Вчера он принес свою работу ко мне в зал на приемку.
Внешне дворянки оказались безупречны – идеально по руке, рукоять из темной яблони, без лишних украшательств, гарда с легким эффектом старения и художественными следами ковки, остальные детали тщательно отшлифованы. В общем – отличная работа. Собственно - ничего другого я от Ильи и не ждал: проверенный мастер, искренне любящий свое дело… Но главный сюрприз ждал меня, когда я собрался опробовать эти предметы, что называется, в деле. При первом же столкновении, клинки издали чистейший колокольный звон, без малейшей примеси пластиковых тонов, которые так свойственны любому современному фехтовальному оружию!
Так вот ты какой, шпаги звон!
Как же мастер добился звука такой удивительной чистоты? Оказалось, все просто…
В 1886 году, в маленькой деревне Хязельки, что за поселком Колтуши, некий финский пастор посадил яблоньку. Дерево оказалось живучим, и плодоносило до конца 60-х годов следующего века. В 1971 году, дядя нашего реставратора, срубил отжившее дерево, правильно распилил его, и отправил в темноту чердака, для многолетней атмосферной просушки. Так, яблоня стала материалом для деревянной скульптуры, и мужчины семьи Жуковых изготовили не одно изделие из этого ценного ствола. Мелкая деревянная скульптура, рукоятки для ножей, затыльники для охотничьих ружей… А последними изделиями стали рукоятки для вышеупомянутых шпаг. Кольца же для этих рукояток мастер Илья изготовил из мельхиора.
Теперь о гарде. Есть такой полуостров – Киперорт. Шведы и финские племена населяли его более 1000 лет. Именно на этом полуострове Илья находил старинные корабельные гвозди для своих изделий.
Датировать их невозможно: какие-то могли быть выкованы в начале 20-го века, а какие-то, вполне возможно, соседствовали с мечами викингов. Металл таких гвоздей очень сильно различается по структуре. Некоторые из них слоистые, другие с очень мелким зерном и очень тяжело обрабатываются. Для изготовления гард были подобраны наиболее древние и твердые гвозди.
А вот на гайку шпаги (противовес) пошел фрагмент финского якоря 30-х годов. Этот якорь, и другие кованые корабельные обломки, были также найдены на Киперорте.
Остается добавить, что сборка гарды на клинок очень прочная. Внутрь противовеса помещена дополнительная гайка для стяжки и вообще все изделие выглядит как монолит. Таким же монолитом по отношению к клинку является припаянный наконечник, на который пошла латунная трубочка от нипеля колеса автомобиля ЗИЛ…